Проверка прокуратуры: законы и общие условия проведения в HR для индивидуальных предпринимателей.
Памятка прокуратуры для ИП
Если к вам пришли с проверкой, Вы должны знать:
Одной из основных задач Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК является своевременное выявление и пресечение незаконного вмешательства государственных контролирующих органов в деятельность субъектов частного предпринимательства, соблюдение требований нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность государственных органов в сфере регистрации, учета и контроля проверок.
В частности, в целях защиты прав предпринимателей Комитет и его территориальные органы отказывают в регистрации актов о назначении проверок, вынесенных с нарушением Закона Казахстан «О частном предпринимательстве» (далее – Закон).
Проверка – одна из форм государственного контроля, который проводят государственные органы, путем совершения одного из следующих действий:
1) посещения проверяемого объекта должностным лицом государственного органа;
2) запроса необходимой информации, касающейся предмета проверки, за исключением истребования необходимой информации при проведении иных форм государственного контроля;
3) вызова субъекта частного предпринимательства с целью получения информации о соблюдении субъектом частного предпринимательства требований законов Казахстан и постановлений Правительства Казахстан.
В связи с внесением изменений и дополнений в Закон приказом Генерального Прокурора РК от 24 декабря 2024 года за №71 утверждена Инструкция о ведении единой государственной регистрации, учета и контроля проверок, осуществляемых государственными органами (далее - Инструкция).
В соответствии с изменениями в Закон, плановые проверки субъектов частного предпринимательства будут проводиться на основании ежегодных планов, которые государственные контролирующие органы направляют в органы правовой статистики.
Генеральная прокуратура до 25 декабря размещает на своем официальном сайте (www.prokuror.kz) сводный план проверок.
Планы государственных органов формируются ими на основании результатов мероприятий системы оценки рисков и в соответствии с установленной периодичностью проведения проверок – ежегодно, один раз в три года или пять лет при, соответственно, высокой, средней и незначительной степени риска.
Как исключение, проверки в области санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка проводятся с большей частотой.
Законом четко установлен перечень оснований для проведения внеплановых проверок и в случае отсутствия таковых орган правовой статистики откажет в регистрации.
Не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки анонимные обращения.
Законодательно конкретизировано количество оснований, по которым возможно проведение проверок без общего установленного порядка, в том числе регистрации в органах правовой статистики.
В целях укрепления правозащитной деятельности Комитета в Инструкции увеличено количество оснований, предусматривающих применение права отказа при регистрации акта о назначении проверки.
Так, Инструкция дополнена пунктом, предусматривающим отказ в случае отсутствия уведомления субъекта о предстоящей проверке.
Инструкция регламентирует вопросы реального и практического участия государственных органов и субъектов частного предпринимательства в формировании Единой системы учета проверок.
Вместе с тем, одних усилий органов прокуратуры недостаточно. Необходимо повысить ответственность самих государственных контролирующих органов.
Кроме того, немаловажным фактором, препятствующим проведению незаконной проверки, является правовая грамотность самого предпринимателя. Он должен знать свои права и обязанности, а также полномочия проверяющего.
Проверка проводится на основании акта о назначении проверки, который должен содержать сведения, предусмотренные Законом, в частности - номер и дату, наименование проверяемого субъекта, предмет назначенной проверки, срок ее проведения и проверяемый период, а также правовые основания проведения проверки.
Наличие регистрации акта о назначении проверки в органах правовой статистики не является доказательством законности такой проверки.
Законом предусмотрена обязанность государственного органа известить в письменном виде субъекта частного предпринимательства о начале проведения проверок. При этом о проведении плановой проверки - не менее чем за тридцать календарных дней.
Проверяющие должностные лица, прибывшие для проверки на объект, обязаны предъявить помимо акта о назначении проверки, служебное удостоверение и проверочный лист, включающий в себя исчерпывающий перечень требований к деятельности субъектов частного предпринимательства, предусмотренных законодательством, форма которого утверждается государственным органом и публикуется на официальных сайтах.
Началом проведения проверки считается момент вручения проверяемому субъекту акта о назначении проверки. Однако, отказ от получения акта не является основанием для отмены проверки.
Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в акте.
Закон предусматривает, что особенности порядка организации и проведения проверок, осуществляемых Национальным Банком Казахстан и государственным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, органами государственного финансового контроля, виды проверок, их периодичность и продолжительность определяются законами Казахстан.
Срок проведения проверки не должен превышать тридцать рабочих дней, за исключением отдельных случаев при проведении налоговой проверки, а также проверок, проводимых в области санитарно-эпидемиологического контроля, ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка, для которых с учетом отраслевой особенности установлены отдельные сроки проведения.
При необходимости срок проведения проверки может быть продлен только один раз руководителем государственного органа на срок не более тридцати рабочих дней, за исключением отдельных случаев при проведении налоговой проверки, предусмотренных налоговым законодательством Казахстан.
Проверка может быть приостановлена один раз на срок не более одного месяца. В исключительных случаях срок приостановления проверки не устанавливается.
Уведомление субъекта частного предпринимательства о приостановлении и возобновлении проверки производится за один день до приостановления либо возобновления проверки с уведомлением органа по правовой статистике.
По результатам проверки должностным лицом государственного органа, осуществляющим проверку, составляется акт о результатах проверки в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю субъекта частного предпринимательства или индивидуальному предпринимателю либо их представителям для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий.
Субъекты частного предпринимательства имеют право вести книгу учета посещений и проверок. Должностные лица государственных органов обязаны в книге учета посещений и проверок субъектов частного предпринимательства произвести запись о проводимых действиях с указанием фамилий, должностей и данных, изложенных в акте.
В случае соблюдения всех предусмотренных законодательством норм должностные лица государственных органов при проведении государственного контроля имеют право беспрепятственного доступа на территорию и в помещения проверяемого объекта, получения документов, сведений на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с задачами и предметом проверки.
Вместе с тем, проверяющим запрещается предъявлять требования и обращаться с просьбами, не относящимися к предмету проверки. Они обязаны соблюдать права и законные интересы предпринимателя, не препятствовать в период проведения проверки установленному режиму работы проверяемого объекта и возможности присутствия самого частного предпринимателя.
Частный предприниматель вправе не допускать к проверке лиц в случаях несоблюдения проверяющими порядка проведения проверки, установленного Законом. Также, он имеет право не представлять сведения, если они не относятся к предмету проводимой проверки или не относятся к периоду, указанному в акте.
Законом предусмотрено право предпринимателя фиксировать процесс осуществления проверки, а также отдельные действия должностного лица, проводимые им в рамках проверки, с помощью средств аудио- и видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица.
Проверка, проведенная государственным органом с грубым нарушением установленных Законом требований к организации и проведению проверки, признается недействительной, а акт по результатам данной проверки не может являться доказательством нарушения субъектами частного предпринимательства требований законодательства, что является основанием для его отмены вышестоящим государственным органом или судом.
Предприниматель имеет право на обжалование акта о назначении проверки и акта о результатах проверки, а также действий должностных лиц государственных органов в порядке, установленном законодательством Казахстан.
Кроме того, государственные органы несут ответственность за распространение информации о субъекте частного предпринимательства, а вред, нанесенный субъекту частного предпринимательства в результате распространения информации без его согласия, подлежит возмещению.
Подлежат возмещению все убытки, понесенные предпринимателем, и иной вред, причиненный ему вследствие неправомерного воспрепятствования его предпринимательской деятельности.