Бюджетирование, на примере горнодобывающей отрасли
Бюджетирование практика и теория
Цель изучения курса
Дать представление о финансовом планировании, долгосрочном краткосрочном, о целях их применения и принципах формирования. Получение навыков:
- формирования финанасовой структуры на соновании организационной структуры компании
- изучение алгоритма постановки и анализа бюджетной системы в компании на примере своей компании
- составление операционных, инвестиционных, функциональных и финансовых бюджетов компании
- изучение и применение методов финансового анализа и методов контроллинга при план-фактном анализе,
- разработка бюджетных регламентов.
- особенности бюджетирования в горнодобыващей отрасли
Описание изучаемого курса
Бюджетирование - это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.
Объектом бюджетирования являются финансовые ресурсы, которые создаются в процессе распределения и перераспределения, а итоговым результатом - составление финансовых планов.
Финансовое планирование - это целенаправленная деятельность рыночных субъектов по обоснованию эффективности принимаемых управленческих решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намеченных задач и достижения положительных конечных результатов.
Бюджета - это планы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отображают специфику соответствующего звена финансовой системы.
Касательно бюджетирования: существуют определенные базовые элементы, на которых основывается структура системы:
- Финансовая структура - организация центров финансовой ответственности, определяющая их иерархию и предназначенная для управления стоимостью деятельности предприятия;
- Бюджетная структура - совокупность бюджетов, по которым происходит планирование и учет деятельности предприятия. Данная структура включает в себя 3 основных бюджета: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет по балансовому листу;
- Регламентные документы системы бюджетирования – предназначены для организации бюджетной деятельности и содержат в себе основные принципы управления финансами. В большинстве своем используется 3 регламента: положение о финансовой структуре, положение о бюджетной структуре, положение о планировании и финансово-экономическом анализе.
Задачи изучения курса
Изучить подходы к краткосрочному и долгосрочному финансовому планированию, критерии оценки, освоить алгоритм построения бюджетной системы на предприятии
- Классификация затрат, методы учета затрат.
- Основы бюджетирования. Цели, задачи, различные аспекты.
- Архитектура бюджетной системы компании
- Контроль и анализ выполнения бюджетных показателей.
- Финансовый анализ.
- Постановка системы бюджетирования
- Формирование финансовой структуры компании
- Разработка форм и критериев оценки бюджета
- Разработка формата предоставления бюджета компании
- Разработка регламентов бюджетного управления.
- Планирование и бюджетирование в горной промышленности.
Особенности составления бюджетов на предприятиях горной промышленноси
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
п\п |
Название темы |
Вопросы (содержание) темы |
Тема 1 |
Классификация затрат, методы учета затрат. |
1) Изучить классификатора затрат . 2) Изучить методы учета затрат |
Тема 2 |
Основы бюджетирования. Цели, задачи, различные аспекты. |
1) Основные факторы, влияющие на эффективность управления компанией посредством бюджетирования 2) Фазы принятия решений в бюджетировании 3) Цели и результаты бюджетирования 4) Классификация затрат (практикум) |
Тема 3 |
Архитектура бюджетной системы компании |
1) Состав архитерктуры бюджетной системы компании 2) Связь объектов бюджетирования с бюджетами 3) Цели бюджетов 4) Система ограничений и лимитов 5) Алгоритм составления архитектуры бюджетной системы на примере подразделений или компании (практикум) |
Тема 4 |
Контроль и анализ выполнения бюджетных показателей. Финансовый анализ. Постановка системы бюджетирования |
1) Построение структуры бюджетов 2) Финансовый анализ деятельности компании, разработка критериев оценки 3) Разработка базовой гипотезы 4) Практикум |
Тема 5 |
Финансовый анализ |
Основные методы финансового анализа 1)Горизонтальный 2)Вертикальный 3)Трендовый 4)Коэффициентный |
Тема 6 |
Постановка системы бюджетирования |
Алгоритм внедрения системы бюджетирования, распределение ответственности на этапах бюджетирования |
Тема 7 |
Формирование финансовой структуры компании |
1) Классификация и иерархия ЦФО 2) Определение участников бюджетирования и определение ЦФО 3) Формирование финансовой структуры компании (практикум) |
Тема 8 |
Разработка форм и критериев оценки бюджета |
1) Построение классификатора бюджетов (практикум) 2) Определение участников процесса бюджетирования (практикум) 3) Выработка критериев оценки бюджетного управления для каждого подразделения(практикум) |
Тема 9 |
Разработка формата предоставления бюджета компании |
1) Анализ структуры доходов и расходов 2) Анализ показателей финансово-хозяйственной 3) Построение системы нормативов и ограничений 4) Классификатор и кодирование статей доходов и расходов 5) Классификатор и кодирование статей движения денежных средств 6) Классификатор и кодирование статей расшифровки по капитальным затратам 7) Принципы построения операционных и финансовых бюджетов 8) План фактный анализ, гибкие бюджеты, составление управленческой отчетности. 9) Практикум по данной теме |
Тема 10 |
Разработка регламентов бюджетного управления |
1) Разработка регламента бюджетного управления компании, в увязке с разработанными положениями 2) Особенности формирования бюджета в рассматриваемой компании. |
Тема 11 |
1. Планирование и бюджетирование в горной промышленности. Особенности составления бюджетов на предприятиях горной промышленноси |
1) Рассмотрение особенностей планирования в горной промышленности 2) Составление и анализ бюджетных показателей в горной промышленности. |
Продолжительность курса – 24 часа тренинг
В ходе прохождения тренинга будут проведены практикумы на примере корпоративного клиента